Тест «Кто я?». Вариант работы с рисунком.
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Тест «Кто я?». Вариант работы с рисунком.

Тест «Кто я?». Вариант работы с рисунком.

Эта техника проясняет роли, ценности, модели поведения, которые имеют значение в данный период жизни.

Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с нашим самовосприятием и принятием себя, своих особенностей. Отвечая на вопрос «Кто я?», чаще всего человек называет социальные роли (существительные) и характеристики-определения (прилагательные), с которыми он себя соотносит.

Для консультирования по вопросам брака и семьи наиболее важно отражение в ответах темы семьи и супружеских отношений, настоящие и будущие семейные роли, то, как они оцениваются самим человеком.

Задание к выполнению этой техники:

  • Напишите ответы на вопрос «Кто я?». Отвечать необходимо в столбик, нумеруя ответы.
  • Рядом с каждым ответом нарисуйте спонтанно возникший образ – иллюстрацию к слову.
  • Дайте название каждому рисунку.
  • Проранжируйте цвета — сделайте штрихи цветами, присутствующими в рисунке от самого приятного к менее приятным.
  • Два способа выполнения задания позволяют сравнить вербальные и невербальные характеристики, отражающие взаимодействие сознательных и бессознательных аспектов психики.

    Пример из практики.

    Рассмотрим выполнение этой техники на примере тридцатилетней женщины, назовем ее Аля. Аля замужем, имеет четырехлетнего сына, работает бухгалтером.

    Вот так выглядят ее ответы на вопрос «Кто я?».

    При анализе полученных результатов обращаем внимание на то, сколько всего ответов, в нашем примере — восемь. Как правило, меньше десяти ответов дают люди скромные, неуверенные в себе. Им трудно находиться в центре внимания, обсуждать особенности своей личности.

    То, что в ответах больше половины социальных ролей, говорит о том, что Ася привыкла жить, ориентируясь на правила и ожидания общества в большей степени, чем на себя.

    Смотрим, какие роли представлены в рисунке Аси. Всего их пять. На первом месте обозначение своего пола, Ася –женщина. Затем представлены семейные роли – жена, мама, работник. Список ответов завершает – подруга. Отсутствуют роли "дочь", "сестра", хотя в жизни Аси мама и младшая сестра занимают большое место. По предыдущим встречам я уже знаю, что у Аси сложные отношения со своими родными, поэтому и сработало бессознательное нежелание их рисовать.

    Прилагательные отражают качества личности, позволяют увидеть эмоциональное отношение человека к самому себе. Ася разрешает себе проявить только три эмоциональные характеристики, она – любящая плавать в бассейне, мечтательная и заботливая.

    Смотрим на привлекательность для автора использованных цветов (ранжирование) и их представленность в рисунке.

    Так, первый рисунок ассоциируется у Аси с радостью, цветок нарисован красным, самым привлекательным для Аси цветом, но, цвет платья женщины находится на последнем месте по привлекательности.

    Обращаю на это внимание Аси. Именно осознание своего тела является ведущим фактором самовоспринятия. Ася рассказывает недавно происшедшую с ней историю. Продавец в магазине одежды обратила внимание Аси на то, что она слишком скромно одевается, а с ее внешностью можно многое себе позволить. Она рассказывает эту историю тихо, но, улыбается, видно, что молодой женщине приятен комплимент продавца. Она действительно очень привлекательна, высока, стройна, с правильными чертами лица. В ее ответах на вопрос: «Кто я?» нет определений, связанных с внешностью и женщина на рисунке больше похожа на девочку, женские формы не нарисованы. Мама всегда говорила Асе, что она — некрасивая, жалела ее за это.

    — Цветок подарил муж – радостно сообщает Ася.

    Мы можем увидеть подобный цветок и в рисунке мечтательной Аси и в рисунке, когда она – подруга.

    — Цветок для меня ассоциируется с радостью, — говорит Ася.- Муж часто дарит цветы?— Да, дарит, только я сейчас поняла, что перестала благодарить его за это.

    Второй ответ Аси: «Я – жена». Обращаю ее внимание на то, что на рисунке не видно рук мужа.

    — Мама всегда называла отца: «безрукий». Мой муж тоже не умеет и не любит выполнять мужскую работу по дому: электрику, сантехнику, но, он всегда находит деньги и возможности, чтобы пригласить соответствующих специалистов. Надо же, вроде бы претензий к мужу нет, а мамино убеждение осталось.— У мужа зеленые брюки, какие появляются ассоциации на зеленый цвет?— Верность. Вспоминается, мама рассказывала, что папа ей изменял, все родственники обсуждали их личную жизнь. И про мужа моего мама говорила: «Посмотри, какой он лощеный, бросит тебя при первой же возможности». Получается, есть у меня сомнения в верности мужа.

    На третьем рисунке Ася в роли мамы.

     

    — Я вижу, что штаны мальчика очень широки в поясе. Что это может означать?— Наверное, я хочу, чтобы он поскорее вырос. Мне трудно с маленьким мальчиком. Он требует внимания, лезет обниматься, а мне этого не хочется. Опыта обнимашек и детских ласк никогда не было в моей жизни. После рождения сына очень хотелось поскорее выйти на работу, убежать от общения с ребенком. Я даже название дала рисунку – обида, как будто мальчик на рисунке обижается на меня. Вообще я спокойная, а на сына ругаюсь, даже муж это заметил.

    На следующим рисунке Ася – работник.

    — Когда я на работе – серьезная. — Я заметила, что на некоторых рисунках головы у людей красного цвета, а на некоторых – желтого. С чем ассоциируются эти цвета?— Красный – активность, энергичность, желтый – тепло, радость. Получается, что в роли женщины и работника у меня больше радости, чем в роли жены и мамы.

    На следующим рисунке Ася – любящая плавать в бассейне.

    — Я конечно, люблю поплавать в бассейне, но, на море хочу. Давно мы с мужем никуда не ездили отдыхать.

    На шестом рисунке Ася – мечтательная.

    — В мечтах я представляю леденцы, облака и цветы. Я как будто заряжаюсь энергией от этих образов.

    На седьмом рисунке Ася – заботливая.

    — Я заботливая, стремлюсь шарфик завязать, вкусно готовлю. Вот торт нарисовала.

    На последнем, восьмом рисунке Ася – подруга.

     

    — Когда я подруга, у меня эта роль ассоциируется с приятной встречей, с возможностью поговорить за чашкой чая. Эта роль у меня оказалась на отдельном листе. Вроде и можно без этого обойтись, но, не хватает мне общения с подругами.

    Условно в ответах можно выделить шесть основных сфер жизни:

    семья (родственные, детско-родительские и супружеские отношения, соответствующие роли);

    работа (деловые взаимоотношения, профессиональные роли);

    учеба (потребность и необходимость получения новых знаний, способность меняться);

    досуг (структурирование времени, ресурсы, интересы);

    сфера интимно-личностных отношений (дружеские и любовные отношения);

    отдых (ресурсы, здоровье).

    Косинцев В.Г.

     

    В конце встречи Ася поделилась своими впечатлениями от выполнения данной техники, выяснилось, что ей было легко и интересно. В то же время отчетливо проявились проблемные области, прежде всего это – непринятие собственного тела, конфликтное общение с сыном и ревность к мужу.

    Дополнение:

    Те ответы, которые клиент записывает в начале списка, наиболее осознаваемы для него. По мере выполнения техники могут появляться впервые озвученные, неожиданные для человека ответы. Если у него слабо развито представление о себе или клиент «закрыт», он с трудом отвечает на вопрос теста.

    Если в ответах представлено множество социальных ролей при отсутствии индивидуальных характеристик, это может говорить о недостаточной уверенности в себе, опасениях самораскрытия, самозащите.  Отсутствие социальных ролей при наличии индивидуальных характеристик может означать: выраженную индивидуальность; сложности в выполнении правил; кризис идентичности; инфантильность личности.

    Если в самоописании присутствуют глаголы, это признак активности и осознаности действий человека.

    Хорошо, когда существительных, прилагательных и глаголов приблизительно равное количество.

    Психолингвистический анализ:

    Части речи

    Преобладание

    Недостаток или отсутствие

     Существительные

    Потребность человека в определенности, постоянстве

    недостаточная ответственность

    Прилагательные

    демонстративность, эмоциональность

    слабая дифференцированность идентичности

     Глаголы

    активность, самостоятельность

    неуверенность в себе, недооценка своей эффективности

     

    Интегрированность личности во времени проявляется в том случае, если в ответах есть характеристики, относящиеся к различным временным периодам — прошлому, настоящему, будущему.

    Признаком психологической зрелости является наличие целей, планов на будущее в соединении с удовлетворенностью тем, что есть в настоящем.

    Если тема запроса отличается от проблем, проявленных в тесте, это говорит о недостаточно глубоком самопонимании у клиента или о том, что он не решается рассказать о том, что его действительно волнует.

    Данная техника помогает не только лучше понять личность испытуемого, но и выявить проблемные области, следовательно, направления для дальнейшей работы.

     

     

    Источник

    Оставить комментарий