Нужно ли учиться быть мамой?
Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Нужно ли учиться быть мамой?

Нужно ли учиться быть мамой?

Одной из частых проблем во взаимоотношениях между родителями и детьми выступает нарушение баланса на совершенно различных уровнях взаимодействия.

Пока ребенок мал, мама устает от всего, особенно если не сохраняются доверительные отношения с родственниками, избегает контактов с ними, растет тревожность.

Когда ребенок подрастает, вместе с ним растут и проблемы.

На консультациях часто слышим, как маму, воспитывающую ребенка или детей, беспокоят проблемы и поиск эффективных мер по предотвращению семейного кризиса или же выхода из него.

Многие женщины, находившиеся в состоянии усталости, напряженности, нервозности, часто жаловались на то, что не испытывали того самого "заветного" счастья от ребенка.

Во избежание штампов, которыми пестрит интернет, вроде такого, как "полюби себя, любимую!" и "ты имеешь право злиться на своего ребенка", я бы рекомендовала при выборе подобной модели поведения, заведомо деструктивной и приводящей в тупик,  быть чрезвычайно осторожной.

Конечно, и любить себя надо, и злиться можно. Но!

Подобные воззвания обращают нас к проблеме внутреннего ребенка. Но "внутренний ребенок" разве может быть любящим и заботливым родителем, принимающим взрослые ответственные решения?

Конечно, каждая мать проходит весьма нелегкий путь материнства, но бывает и такое, что и родив одного, второго, третьего, тревожность матери не утихает, срывы становятся все более частыми,  добавляется и рукоприкладство, и оскорбительный тон, что свидетельствует об отключении субличности родителя и взрослого.

Так, ко мне обратилась Елена 42 лет, воспитывающая двоих детей и ожидающая третьего.

Все детишки от разных партнеров. Замужем официально женщина не была. С отцом третьего ребенка "гражданский" брак, но уже длительный по продолжительности (свыше пяти лет). Беременность запланированная.

Елена обратилась по рекомендации гинеколога (отдельная благодарность нашим медикам) разобраться в семейной ситуации. Старшей дочке 15 лет, средней восемь лет, через несколько месяц третий должен появиться.

"Я всегда с детства любила кукол, играла в дочки-матери. Мечтала всегда о детях. Чего мне только мама не покупала — и коляски,  и наборы детской посуды. Хоть в магазинах ничего не было, но мама старалась обеспечить меня. Мне казалось, что все по-настоящему, я даже засовывала кукол под платье, была беременной, потом уходила в "роддом" и приходила с лялькой…Мама ни разу не била,  старалась угодить. Однако раздражала своей опекой. После школы поступила в педучилище, потом в институт. Учительница начальных классов. Казалось бы, должна понимать. А вот не понимаю. И на детей в школе срываюсь, а уж о своих и говорить не приходится. Со старшей было так. Родила ее, когда поссорилась с мамой. Муж на тот момент был со мной. Но усталость выводила меня из себя. Муж казался мне неумехой, раздражал. Едва Дашке год исполнился, как ушел от меня…Так и со вторым было. Сейчас третий — но он пытается защитить детей от меня…Я ору на них, бывает, и подзатыльники и оскорбления летят…Что делать?"

То самое состояние, когда женщина проходит один из самых сложных жизненных экзаменов в жизни через материнство, но не усваивает его уроки.

Такая детская позиция обусловлена комплексом проблем и внутренних противоречий, в данном случае, модель разрушительного поведения, токсичность связаны с неполной семьей, в которой Елена воспитывалась, вместе с тем,  единственный ребенок в семье, она получала все, что ей было необходимо, но при этом, чувство ответственности оказалось лишенным своей функциональности.

С одной стороны, в Елене оказались заложены представления о материнстве как главном предназначении женщины. Но  с другой стороны, сформированное в детской игре представление о детях как "о куклах", а также нераскрытое или даже нарушенное взросление (гиперопека, контроль мамы) не позволило ей выйти из детских представлений об играх в "дочки-матери".

По факту Елена, воспитывая детей,как своих, так и в ходе педагогической деятельности,  так и принимает их за послушных "кукол", а любая ситуация, выводящая ее из равновесия, приводит к ожесточению и агрессии,  поскольку каждый раз женщина не готова взять на себя ответственность за выход из нее.

Подобные случаи отнюдь не редкость, что приводит нередко к обесцениванию материнства, насмешкам, категоричности. Часто в самих женщинах пропадает осознание ценности материнства, отношение к своим детям становится токсичным. Требуется длительное размышление, погружающее нас в философсикий аспект проблемы материнства,  предназначения быть Женщиной, равно как и долгая работа над собой в навыках самоконтроля.

Соответственно, процесс переосмысления сопровождается корректировкой ведущих убеждений, трансформацией взглядов и взрослением Елены.( О технике взросления читайте в следующей статье).

 

Архангельская Надежда ВячеславовнаКонсультация автора
Подписаться на автора   подробнееПодпишитесь на автора и сайт подскажет вам, когда появятся его новые публикации.
Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!На этого автора уже подписались: 352 человекаК автору уже обратились 27 человек с сайта
Провела 29 онлайн консультаций на сайте

Источник

Оставить комментарий